Главная » Статьи » Мои статьи

ЖЕНСКИЙ ХАРАКТЕР

   Заботиться о своих детях, о родителях и близких — что еще может быть призванием в жизни женщины? Валентина Михайловна Миронова знает ответ на этот вопрос. К этому списку она добавила еще одно слово — учитель. В детстве она познала тяжелый крестьянский труд, а повзрослев, в одиночку воспитала двоих детей и помогла им состояться в жизни. Сейчас она заботится о своем 85-тилетнем отце, который живет вместе с ней. Но эти испытания не помешали главному делу ее жизни — педагогической работе. 20 лет Валентина Михайловна проработала учителем русского языка и литературы, 10 лет завучем, и полтора года назад была назначена директором школы № 43 г. Брянска. Настоящая женщина остается таковой всегда и при любых обстоятельствах, какую бы роль ей ни отвела судьба: дочери, матери или учителя.

 

ДОМ У ТРЕХ БЕРЕЗ

 

   Если в Меловке спросить, где дом Мироновых, то ответ будет один: «В конце деревни у трех берез, не ошибетесь». У этих самых берез почти 60 лет назад родители Валентины Михайловны своими руками построили дом. Здесь прошло детство Вали Мироновой и ее озорных братьев — Александра и Сергея. У дома отец разбил сад, где по весне заливались соловьи, а осенними ночами с глухим стуком падали в сырую землю душистые антоновские яблоки.

 

 

   Отец Михаил Егорович работал в газовом хозяйстве и имел в деревне почетное прозвище «газовщик». Человек он был с золотыми руками и не только мастерил по дому, но еще мог починить любой газовый прибор — хоть плиту, хоть колонку.

   Мама всю жизнь проработала на ферме. Как у всех селян, помимо официальной работы у родителей было и свое хозяйство: корова, куры, поросята… Трудиться с самого раннего детства — удел любого деревенского ребенка, и маленькая Валя не была исключением. «Меня начали брать в поле лет с семи. Первыми в пять утра на сенокос вставали братья и отец. А парой часов позже шли уже мы с мамой и перекидывали сено», — вспоминает Валентина Михайловна.

   Деревня Меловка жила дружно одной большой коммуной, и сенокос был лучшим тому примером: сегодня помогаем Кондратовым, завтра очередь Сенякиных, а послезавтра точно так же всей улицей сено будут заготавливать им, Мироновым.

   С 8 лет отец стал брать ее на выпас деревенского стада. «Вставали ни свет ни заря. Но зато на целый день мы с папой были главными над ста пятьюдесятью головами. Я успевала еще и грибов собрать и ягод маме. Землянику маме собирали не россыпью, а маленьким букетиком, на котором висели алые ягоды. Она любила именно так, и об этом знала вся семья». Мама Мария Григорьевна была скромной деревенской женщиной и находила счастье в простых вещах.

   Много лет спустя, когда родители состарились и вести хозяйство им становилось все труднее, Валентине Михайловне пришлось забрать их в город. «Ты хоть понимаешь, какое дерево ты выкорчевала?» — сказал тогда отец. Мама приняла переезд по-женски безропотно, и лишь иногда, выходя на балкон городской квартиры, спрашивала у дочери: «Валя, а в какой стороне наша деревня?» «Вон там, мама», — отвечала дочь, показывая за крыши соседних многоэтажек. Мать молча кивала и всматривалась вдаль, как будто могла разглядеть свою деревню и дом у трех берез.

 

НЕБЕСНЫЕ ЛЮДИ

 

   В Меловке была восьмилетняя школа. Здесь на зеленой доске маленькая Валя выводила слово за словом, радостно поглядывая на учительницу русского языка. Этот предмет стал для нее любимым. «Когда я шла отвечать к доске, то по дороге загадывала желание: вот бы предложение подлиннее дали! Я была очарована этим предметом. В словах, написанных на доске, мне виделась какая-то незримая музыка, которой я дирижировала, ловко расставляя запятые. Я до сих пор помню это восторженное детское чувство».

 

 

   Но восторг вызывали не только предметы, но и сами учителя. Простая деревенская девочка смотрела на них, как на богов. «Они были так недосягаемо высоки для меня, что порой становилось интересно, как они едят, как спят… Мне казалось, что учителя не такие, как все, что это какие-то особенные, небесные люди!» — вспоминает Валентина Михайловна. Тогда в ней и зародилась мечта — стать учителем.

   После окончания восьмилетки она поступила в старшую школу. В деревне такой не оказалось, и приходилось каждый день ходить восемь километров в соседнее село. Но что поделать, если каждый шаг приближал ее к мечте.

   Родители верили в дочь и не сомневались в ее талантах, но все равно поступление Валентины в педагогический институт стало для скромной деревенской семьи огромным событием и праздником. «Как же, наша Валя поступила!» — делилась мама со всей деревней. Ее радости не было предела.

 

СЕМЕЙНЫЙ ДИПЛОМ

 

   Началась веселая студенческая жизнь. Первый курс, второй, и… свадьба! Чтобы не отвлекаться и не запустить учебу, Валентина переехала жить к тёте. Тут-то на нее и положил глаз парень, живший двумя этажами выше.

   — Мои родители поначалу были против свадьбы, — вспоминает Валентина Михайловна, — он был старше меня, а мне всего-то 19 лет. Но я маме серьезно сказала: «У меня любовь-морковь, я во всем уверена». Мы поженились через год после знакомства. А потом родилась Вика, и большего счастья мне было не надо.

   Но как же все успеть? И тут свое плечо подставила тётя, которая помогала няньчиться с малышкой, пока молодые убегали в институт. Наверное, стоило бы взять академический отпуск на время декрета, но тётя Шура заявила: «Я костьми лягу, но ты доучишься!» А учиться было непросто.

 

 

   — В Брянском пединституте у меня были замечательные преподаватели, — вспоминает Валентина Михайловна. — Но они были не только талантливые, но и требовательные. «Вы не сможете преподавать русскую литературу, если не будете знать наизусть «Слово о полку Игореве», — говорила нам Олимпиада Яковлевна. И мы зубрили: «Не лепо ли ны бяшетъ братие начяти старыми словесы…»

   Вот так, разрываясь между институтом и молочной кухней, пролетела студенческая жизнь. «По окончании вуза у меня было два диплома: один — учителя русского языка и литературы, а второй — семейный», — смеется Валентина Михайловна.

   А через четыре года на свет появился сын Дима. Валентина Михайловна осваивалась в роли педагога, подрастали дети. Но у мужа, напротив, дела шли все хуже, и он лишился работы. В семье начался разлад, в который, как это часто бывает, «подливали масла» родственники. «Я тогда настояла, чтобы мы стали жить отдельно от его родителей. Я хотела, чтобы он почувствовал, что он мужчина, глава семьи. Мне хотелось сохранить семью, — с грустью вспоминает Валентина Михайловна. — Но это не помогло. Вике тогда было 14 лет, а Диме — 11, очень сложный возраст».

   Поднять двоих детей на одну учительскую зарплату было непросто, но ей удалось. Сейчас у ребят уже свои семьи, и она мечтает о внуках. А о разводе Валентина Михайловна давно говорит спокойно. С бывшим мужем они остались, как говорится, друзьями.

 

ПЕРВАЯ ШКОЛА

 

   Сразу после института, еще совсем юной и неопытной девочкой ее приняла школа № 32 города Брянска. Школа, которая научила ее любить не только свою профессию, но и детей.

   Ей достались старшие классы. Мальчишки, всего на четыре года младше, отказывались всерьез воспринимать молоденькую симпатичную учительницу.

   — Помню, после урока меня отозвала в сторонку завуч и говорит: «Что ты, Валя, как корова, на баню!? Внимание держать надо, чтобы ученики тебя уважали, чтобы ты своей парой глаз все шестьдесят видела…»

   Это все пришло за годы и с опытом. А за это время случалось всякое. В ее памяти остался случай, когда трое учеников не пришли в школу. Телефоны тогда были не у всех, и учительница пошла к родителям. Там и выяснилось, что мальчишки вроде как ушли в школу, но там их никто не видел, и домой к вечеру они не вернулись. Пока родители вместе с милицией разыскивали детей по дворам, Валентина Михайловна по душам поговорила с одноклассниками и выяснила, что ребята решили уехать в Москву. Вместе с мужем она побежала на вокзал и, к счастью, успела. Беглецы еще сидели в ожидании поезда. Ругать не стала — понимала, что парням и так попадет от родителей, поэтому просто забрала всех домой.

   — Мальчишки были непростые, учеба им давалась сложно, — вспоминает этот случай Валентина Михайловна. — Бабушка одного из парней позвонила и сказала: если доведете моего хулигана до 9 класса, я на вас молиться буду… Этот случай многое поменял во мне. Я стала ближе к своим ученикам, старалась быть в курсе из забот, потихоньку завоевывала их доверие.

   Двадцать лет пролетели как один — вроде и оглянуться не успела. Из растерянной девчонки она выросла в опытного педагога.

 

ЗАВУЧ

 

   Следующим местом работы стала школа № 53 города Брянска, где ей предложили должность заместителя директора по воспитательной работе. Вжиться в новую роль было непросто, а трудности не заставили себя ждать. Так, новому завучу поручили организовать «День кино». Всю школу, а это 900 человек, надо было отвести в кинотеатр пешком, пройти с ними около трех километров. Она распределила классы на колонны, дала указания классным руководителям, а сама решила дождаться всех у кинотеатра… Надо было видеть лицо директора, когда та вместе со всеми учениками подошла к месту встречи. Тогда Миронова получила свой первый выговор. За то, что сама не пошла с учениками. «Этот урок я запомнила на всю жизнь, — вспоминает Валентина Михайловна. — Школа — это особое место. Если на каком-нибудь предприятии руководителя, наоборот, ценят за то, что он умело распределяет обязанности и делегирует полномочия, то у нас все сложнее. Мы отвечаем не за качество выточенной детали, а за жизнь детей. Поэтому все нужно контролировать лично».

   С новым классом отношения тоже сложились не сразу. Как это часто бывает, в нем уже были свои «любимчики» и «неудачники», и эти штампы пришлось менять. Она никогда не делила ребят на хороших и плохих и, в первую очередь, старалась видеть в них личности. «У меня была ученица Наташа. Лепила ошибку на ошибке, — вспоминает Валентина Михайловна. — Но девчонка была терпеливая и трудолюбивая. И это дало результаты. Так вот, она выучилась, получила высшее образование и теперь сама работает учительницей в школе! Я спрашивала у коллег, и знаете, про нее говорят: в любой класс поставить можно, любой урок «вытянет»! Такая слабая была ученица, а теперь я по-настоящему горжусь ей».

 

ДИРЕКТОР РАЙОНА

 

   Она умножала свой опыт: на завуче была ответственность за хозяйственную часть, за воспитательную и, конечно, за учебный процесс. Этой работе она посвятила девять лет своей жизни. А потом ее успехи заметили, и в 2015 году она была назначена директором Брянской школы № 43 в поселке Октябрьский города Брянска.

 

 

   И опять все началось с испытаний. Новому директору досталось старое здание с разбитыми окнами облупившейся штукатуркой и исписанными стенами. А строившееся 13 лет «новое» здание школы было не готово принять детей. Чтобы сдать школу к началу учебного года, ей пришлось немало потрудиться. Теплыми августовскими днями, когда большинство жителей города уезжают в отпуск, она с утра надевала старое трико и вместе с родителями и коллегами в течение месяца выносила строительный мусор и отмывала классы. А вечером ее ждал дома отец, забота о котором стала частью ее жизни. Но она справилась. Помог терпеливый и упорный женский характер. Отец, хоть и жалуется на здоровье, но все равно мечтает увидеть правнуков. А 1 сентября ребятишки смогли войти в классы и учится в одну смену. Открытие школы праздновали всем районом. Да что уж  — всем городом.

   Получив солидную должность, она не отдалилась от людей. Наоборот, в поселке Октябрьский она не только директор школы, но и Собес, и участковый, и начальник ЖЭКа в одном лице. Она организует праздники для детворы и ветеранов, помогает жителям наладить вывоз мусора и мирит семьи своих учеников. Педколлектив и родители тоже получили в ее лице надежного защитника — она имеет свое мнение и, отстаивая интересы школы, не боится спорить ни с чиновниками, ни с начальниками образования.

 

ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

 

   Ее дети уже состоялись в жизни, старик-отец, хоть и хворает, но еще полон сил, а главное — с утра ждет любимое дело. Вопреки всем испытаниям она остается собой — внимательной дочерью, заботливой матерью, педагогом с большой буквы и конечно женщиной. «Моя судьба — не тяжелая доля, а великое счастье», — смеется Валентина Михайловна. Это понимаешь, когда она переступает порог своей старой школы. С криками и визгом через коридор к ней навстречу бежит детвора всех возрастов и норовит обнять покрепче. Огромные парни-старшеклассники выше ее на голову и смешные первоклашки мило и нелепо жмутся к ней, как к матери.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: газета (13.06.2016)
Просмотров: 554 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar