Главная » Статьи » Мои статьи

УЧАСТНИК ОПЕРАЦИИ "Б" 7

   7 августа 1941 года  пять советских бомбардировщиков прорвались к Берлину тем самым осуществив приказ Сталина о бомбардировке столицы фашисткой Германии.

 

 

 

Историческая справка

 

   В июне-июле 1941 года, подвергшись нападению, Советский Союз терпел на западном фронте поражение за поражением, а Германия распространяла по всему миру победные реляции и обещала закончить «блицкриг» на Востоке в считанные недели. Ровно через месяц после начала войны — 22 июля — фашисты осуществили первый массированный налет на Москву, который, впрочем, был успешно отражен. Тем временем авиация западных приграничных округов несла тяжелые потери. Министр пропаганды Йозеф Геббельс кричал на весь мир, что советская авиация разгромлена, ему вторил главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг: «Ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха!».

   Советские летчики между тем готовились ответить «ударом на удар». 27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота был отдан приказ Главкома Иосифа Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам.

   Дальние бомбардировщики «Ил-4» считались в годы войны лучшими в своем классе по скорости, дальности полета и грузоподъемности. Именно на этих машинах советские летчики отправились на первую бомбардировку Берлина.

   В 21 час 7 августа 1941 года с аэродрома Кагул, расположенного на острове Эзель, самолеты впервые улетали на Берлин. Затем самолеты вылетали бомбить Берлин и с аэродрома города Пушкин под Ленинградом

   Летчикам предстоял тяжелый полет над контролируемой немцами территорией. Маршрут проходил по линии: остров Эзель (Сааремаа) — Свинемюнде — Штеттин — Берлин на расстояние 1765 км, из них над морем 1400 км. Продолжительность полета составила 7 часов. Основной защитой от средств ПВО противника могла стать лишь высота полета, но это была не просто большая высота, а предельная — 7 тысяч метров. Температура за бортом достигала минус 35-40 градусов, из-за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, летчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках.

   В 1:30 8 августа пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин,  и по берлинскому предместью. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 утра 8 августа, после 7-часового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.

   8 августа немецкое радио передало сообщение:

   «В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито».

   В ответ на это Би-би-си сообщило: «Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала». 

   Советское Информбюро 8 августа известило, что советская авиация успешно бомбила Берлин. Сообщение в «Известиях» завершалось словами: «В результате бомбёжки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолёты вернулись на свои базы без потерь»

   Уже 8 августа Сталин подписал специальный приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки Берлина», в котором, помимо благодарности, объявлялось о выдаче каждому члену экипажа по 2 тысячи рублей.

   13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении первым четырём летчикам: полковнику Е. Н. Преображенскому, капитанам В. А. Гречишникову, М. Н. Плоткину, А. Я. Ефремову и штурману флагманского экипажа капитану П. И. Хохлову званий Героя Советского Союза.

   Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 вылетов, в том числе и летчик, капитан Михаил Николаевич Плоткин. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками. 16 самолётов по различным причинам были вынуждены прервать полёт и вернуться на аэродром. Во время осуществления налётов было потеряно 17 самолётов и 7 экипажей, причём 2 самолёта и 1 экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках.

   Среди награжденных был и наш земляк уроженец Клинцовского района, летчик, капитан Михаил Николаевич Плоткин.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитану Михаил Николаевичу Плоткину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 522).

 

 

 

 

Михаи́л Никола́евич Пло́ткин (Ме́ер Ни́сонович Пло́ткин)

(02.05.1912—07.03.1942)

 

 

   Родился 2 мая 1912 года в селе Ардонь Клинцовского района Черниговской губернии, в семье еврейского учителя Нисона Плоткина. 

   В 1929 году он, мечтавший о Москве, тайком от родных уехал в столицу и поступил в ФЗУ при заводе АМО — учился на токаря. Но уже в следующем году Меер Плоткин стал слушателем курсов авиационных техников при Военно-воздушной академии им. Жуковского: самолеты были его юношеской мечтой. Окончив курсы, он в конце 1931 г. добровольцем ушел в Красную армию и вскоре поступил в военную школу морских летчиков и летнабов им. Сталина в г. Ейске. Окончив ее, Меер Нисонович Плоткин начал службу в авиации Балтийского флота, сменив имя и отчество на Михаил Николаевич.

   В 1939 году стал членом ВКП(б) и принял участие в советско-финской войне в качестве командира звена 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота. Награжден орденом Ленина.

   30.11.39 г. участвовал в бомбардировке Хельсинки в составе эскадрильи под командованием капитана Токарева.

   В 1940 г. был назначен командиром 3-й Краснознаменной эскадрильи. К началу Великой Отечественной войны Михаил Николаевич Плоткин совершил 36 боевых вылетов.

   30.06.41 г. участвовал в уничтожении немецкой переправы через Даугаву.

   29.07.41 г. по приказу Ставки Верховного Главнокомандующего на базе 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского Флота была создана авиагруппа особого назначения в составе двадцати экипажей. Основной задачей авиагруппы являлось нанесение бомбового удара по столице фашистской Германии. 
Капитан М.Н. Плоткин был назначен командиром звена управления авиагруппы. В ночь на 8 августа 1941 года под руководством командира авиаполка полковника 
Е. Н. Преображенского участвовал в первом налёте советской авиации на столицу гитлеровской Германии —Берлин, а на следующий день, 9 августа 1941 года — во втором.  

   20 августа 1941 г. капитан М.Н. Плоткин едва не погиб, совершая очередной налет на Берлин. Михаил Николаевич Плоткин совершил в общей сложности, пять боевых вылетов для бомбежки Берлина.

   После дерзких налётов на столицу Третьего рейха Михаил Николаевич выполнял задачи по защите с воздуха Ленинграда  будучи командиром 3-й Краснознаменной эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка Военно-воздушных сил Балтийского Флота.

   Ему приходилось громить вражеские танковые и механизированные колонны под Тихвином и Двинском, железнодорожные эшелоны и аэродромы. О подвигах отважного летчика с гордостью говорили в полку, его имя с уважением называли воины Ленинградского и Северо-Западного фронтов. За свои боевые подвиги он был удостоен высокой награды — звания Героя Советского Союза.

   7 марта 1942 года, возвращаясь с боевого задания по постановке мин на рейде Хельсинки, в воздухе столкнулись два самолета ДБ-ЗФ. При этом капитан Бабушкин успел выброситься с парашютом и остался невредимым. Штурман старший лейтенант Надхе погиб. Эта авиакатастрофа стала роковой  и для второго нашего экипажа во главе с Героем Советского Союза М.Н. Плоткиным.

   Вместе с членами экипажа — штурманом Г. Г. Надхой и стрелком-радистом М. М. Кудряшовым, он был с почестями похоронен на Коммунистической площадке кладбища Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Ленинграде (ныне — Казачье кладбище).

Е. СВИСТОВ,

г. Новозыбков

 

Категория: Мои статьи | Добавил: газета (10.08.2016)
Просмотров: 890 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar