Главная » Статьи » Мои статьи

ПО КЛЮЧЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

   Сфера образования всегда чутко реагирует на изменения в политической, экономической жизни, стараясь идти в ногу со временем, отвечая насущным потребностям общества.
   Образование — важнейший социальный институт, задачи которого — обеспечить всем гражданам равные условия для получения качественного образования. О том, что удалось сделать за минувший учебный год и по каким ключевым направлениям работать в новом году системе образования Брянской области, рассказывает в нашем интервью директор областного департамента образования и науки В.Н. Оборотов
(на снимке).

 

 

   — Владимир Николаевич, в прошедшем учебном году, как мы знаем, активно решалась задача перехода на односменный режим обучения в школах, обеспечения безопасности и комфортности в учреждениях образования. Как это происходило, остаются ли эти вопросы приоритетными и на ближайшее будущее?
   — В результате привлечения в рамках программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» свыше 308 миллионов рублей из федерального бюджета и более 134 млн рублей из областного и местных бюджетов создано 4464 учебных места, в том числе за счет ввода в эксплуатацию двух пристроек: на 500 мест к школе № 2 в поселке Клетня и на 600 мест к лицею № 27 в Фокинском районе Брянска.
   Работа, направленная на ликвидацию двухсменности занятий в школах, продолжается. На эти цели уже выделено более 659 млн рублей.
   За счет строительства трех школ преду-смотрено ввести 1160 новых учебных мест. К 1 сентября этого года запускаются в строй пристройка на 500 мест к Снежской гимназии Брянского района (на снимке внизу) и школа на 500 мест в Стародубе. Кроме того, до конца года Свенская школа Брянского района покинет ветхие здания и переедет в новое на 160 учебных мест с современной инфраструктурой.

 

 

   Создано 4464 учебных места, в том числе за счет ввода в эксплуатацию двух пристроек: на 500 мест к школе № 2 в поселке Клетня и на 600 мест к лицею № 27 в Фокинском районе Брянска.
   К 1 сентября этого года запускаются в строй пристройка на 500 мест к Снежской гимназии Брянского района и школа на 500 мест в Стародубе. Кроме того, до конца года Свенская школа Брянского района покинет ветхие здания и переедет в новое на 160 учебных мест с современной инфраструктурой.


   По итогам 2017 года планируется довести количество обучающихся в первую смену до 91,7 процента.
  Губернатором области поставлены масштабные задачи по модернизации инфраструктуры общего образования, существенному сокращению двухсменности. С этой целью в Министерство образования и науки РФ представлена конкурсная заявка Брянской области для получения в 2018 году федеральной субсидии на строительство и ввод в эксплуатацию пяти школ.
   — Укрепление материально-технической базы объектов образования, обеспечение пожарной и иной безопасности — задачи, которые даже не требуется выделять. Они постоянно на повестке дня. Ощутимы ли перемены в этой сфере приложения сил за обозримый период?
   — В течение всего календарного года в 15 общеобразовательных организациях производился капитальный ремонт и оборудовались теплые санузлы, что позволило создать комфортные условия обучения для 2100 учащихся. Значительный объем работ выполнялся в период летних каникул.
   На укрепление материально-технической базы по решению губернатора и предложениям депутатов областной Думы финансовая помощь из областного бюджета адресно выделена 58 образовательным организациям на сумму свыше 15 млн рублей.
   Сохраняется стабильная обстановка по соблюдению пожарной безопасности. С 2014 года пожаров не допущено. Сегодня все организации оснащены автоматической пожарной сигнализацией, пожарным радиомониторингом.
Сегодня уже 598 организаций имеют видеонаблюдение, в том числе 402 школы (на 1 января 2017 года видеонаблюдение имела 261 школа). В целом прирост, по сравнению с началом 2015 года, — более чем в два раза.
   16 августа завершена комплексная проверка безопасности и готовности организаций к новому учебному году. Все 467 муниципальных общеобразовательных школ и 16 государственных общеобразовательных организаций общественного воспитания детей, предъявленных к приемке, соответствуют условиям безопасного пребывания и приняты комиссиями.
   — Такая же благополучная ситуация и в вопросе подготовки школьного автобусного парка?
   — В прошлом учебном году для ежедневного подвоза более 7000 школьников к месту учебы было задействовано 238 школьных автобусов. Весь парк автобусов соответствует требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».
   На подготовку школьных автобусов к работе в новом учебном году предусмотрено в местных бюджетах свыше 18,4 млн руб. Сегодня в большинстве муниципальных образований проведены ремонт автобусов, их плановое техническое обслуживание. В прошлом году школам поставлено 30 новых школьных автобусов, 26 из которых закуплены за счет областного бюджета, четыре — за счет федерального.
   — Обеспечение комфортных условий обучения прямым образом влияет на все стороны жизни образовательных организаций и прежде всего на темпы и качество внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. В каком состоянии сейчас этот процесс?
   — Процесс введения ФГОС дошкольного образования должен быть завершен к 1 сентября 2017 года.
   По ФГОС начального общего и основного общего образования в 2016 — 2017 учебном году проходили обучение более 75 тысяч учащихся 1 — 6-х классов, что составило 62,5 процента от общей численности обучающихся в школах области.
   С 1 сентября ФГОСы перейдут в 7-е классы и количество обучающихся по новым стандартам составит более 88 тысяч человек. Обеспечен достаточный уровень готовности педагогического корпуса к работе в рамках реализации ФГОС в начальной и основной школах, повысили квалификацию 5355 руководителей общеобразовательных организаций и педагогов-предметников.
   — Одним из последних новшеств, введенных Министерством образования и науки РФ в целях мониторинга качества образования, является проведение всероссийских проверочных работ (ВПР) в 4-х классах. О чем говорят итоги?
   — В апреле — мае 2017 года на территории Брянской области второй год подряд проводились ВПР для учеников 4-х классов, обучающихся по новым ФГОС, по русскому языку, математике, предмету «Окружающий мир».
  Оценивались также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты по всем предметам в наших школах в целом соответствуют общероссийским.
В апреле — мае 2017 года в области была проведена апробация ВПР также в 5-х классах общеобразовательных организаций по учебным предметам: «русский язык», «математика», «биология», «история».
   — В российских школах вводится обязательный предмет «астрономия». Определены ли конкретные сроки его введения в учреждениях образования области?
   — Дата 1 сентября 2017 года обозначена на федеральном уровне как ориентир. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение о включении астрономии в расписание с 1 сентября 2017 года или позже — с 1 января 2018-го. Определяющим здесь является фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета.
   В каком классе вводить изучение астрономии? Здесь также решение оставлено за школой. Рабочая группа, созданная при областном департаменте образования, рекомендовала введение учебного предмета «астрономия» во втором полугодии 10-го класса в 2017 — 2018 учебном году с завершением в первом полугодии 11-го класса в 2018 — 2019 учебном году за счет часов компонента образовательной организации. Важно, чтобы объем часов на изучение астрономии за весь период составлял не менее 35 часов.
   — Не первый год в области с целью развития инклюзивного образования реализуются мероприятия госпрограммы «Доступная среда». Каковы последние итоги и перспективы этой работы?
   — В рамках исполнения программы Брянская область выполнила свои обязательства по соглашениям с Министерством на два месяца ранее запланированного срока.
   По итогам 2016 года на базе 119 общеобразовательных учреждений (21 процент от общего количества) созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования. Это на 0,6 процента выше общероссийского показателя.
  11 учреждений профессионального образования (или 50% от общей численности) готовы к обучению инвалидов.
   По итогам 2017 года уже на базе 126 общеобразовательных организаций будет создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов. Также продолжится укрепление материально-технической и учебной базы Брянского строительно-технологического техникума имени Л.Я. Кучеева, обеспечивающего поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.
  В июле этого года Брянская область успешно прошла конкурсный отбор, организованный Министерством образования и науки РФ, на получение субсидии из федерального бюджета в 2018 году по двум мероприятиям государственной программы «Доступная среда». Регион планирует освоить около 8 млн рублей. За счет этих средств в 2018 году будут созданы условия для качественного образования детей-инвалидов на базе девяти образовательных организаций области.
   — Даже по публикациям и передачам СМИ можно оценить качество работы в области с одаренными детьми. Многие из них, успешно участвуя в олимпиадах, конкурсах, приносят ей славу. И минувший учебный год не исключение в этом смысле?
   — В 2016 — 2017 учебном году образовательные организации Брянской области приняли также активное участие во всероссийских олимпиадах и конкурсах.
   Пять участников стали призерами заключительного этапа всероссийских олимпиад по экологии, биологии, английскому языку. Они из Брянского городского лицея № 1, Брянской городской гимназии № 1 и Дубровской школы № 2.
   Но среди побед этого года особенно хотелось бы выделить призовое место в олимпиаде по английскому языку Анастасии Шапаревой из Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина (учитель иностранного языка Л.М. Хохлова). Не один раз область занимала призовые места по русскому, немецкому языкам, а вот в этот раз — по английскому!
   Учащаяся гимназии № 6 Брянска, воспитанница Центра театральной педагогики Екатерина Крыцина стала победителем суперфинала всероссийского конкурса «Живая классика», проходившего на Красной площади в Москве, и завоевала главный приз.
   — Государственная итоговая аттестация выпускников — всегда экзамен не только для них, но и для всех организаторов сдачи ЕГЭ. Удалось пройти его без сбоев?
   — Можно сказать, что в организации итоговой аттестации Брянская область достигла стабильного уровня, когда экзамены проходят в рабочем режиме, принимаемые меры контроля дают свой положительный результат и позволяют оперативно фиксировать нарушения. А сами нарушения носят единичный характер.
   В этом году в качестве федерального инспектора Брянскую область посетила с целью контроля организации ЕГЭ начальник отдела нормативного регулирования деятельности педагогических и руководящих работников Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Геннадьевна Романова, которая отметила высокий уровень проведения ЕГЭ.
   Результаты по всем предметам в 2017 году сопоставимы с результатами прошлого года, средний балл — выше прошлогоднего, что также говорит о стабильности работы системы образования Брянской области.
   В регионе два брянских выпускника получили 100 баллов по трем предметам. Пять участников ЕГЭ из Брянска и Почепского района получили 100 баллов по двум предметам.
   К сожалению, есть и выпускники, которые не справились с заданиями ЕГЭ и не преодолели минимальный порог по обязательным предметам. Остались без аттестатов 26 выпускников текущего года. Но у них будет еще одна попытка. Ребята смогут пересдать предметы и получить аттестат в сентябре 2017 года.
   Особенностью государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в 2017 году стала обязательная сдача четырех предметов.

 

   Высший результат — 100 баллов — получили на экзаменах 85 человек. Среди стобалльников лидируют:
• Брянск — 64 стобалльника (наибольшее количество — Брянский городской лицей № 1 — 16 человек, гимназия № 1 — 9, лицей № 27 — 8);
•  Почепский район — 5.


   — Насколько ощутима в области нехватка учителей-предметников? Что делается по привлечению молодых специалистов в школы?
   — Число молодых педагогов до 35 лет от общего числа педагогов составляет всего лишь17,6 процента. По-прежнему довольно высок процент работающих пенсионеров. Их 25 процентов.
   В целях привлечения молодежи с педагогическим образованием на работу в село в области действует ряд мер социальной поддержки, но все равно потребность школ в кадрах, особенно в сельской местности, с каждым годом увеличивается.
   По данным на конец мая текущего года, требуются учителя иностранного языка, преимущественно английского, учителя физики, математики, начальных классов, физической культуры, русского языка, реже химии, биологии, истории и других предметов.
  Если потребность в учителях иностранного языка — это явление привычное, повторяющееся из года в год, то нехватка учителей физико-математического цикла явственно стала проявляться в этом году.
   Физику в школах области преподают 349 человек, из них молодых педагогов-физиков в возрасте до 35 лет только 42, что составляет 12 процентов от общего числа учителей физики. Наибольшее количество молодых физиков трудятся в школах Брянского, Жуковского, Клинцовского, Севского районов.
   Доля молодых математиков в возрасте до 35 лет, работающих в школах, составляет 11 процентов от общего числа учителей математики. Доля математиков пенсионного возраста составляет 34 процента. Намечается дефицит педагогов физики и математики в ближайшие пять — семь лет.
   Одним из способов решения проблемы по пополнению рядов педагогов молодыми кадрами, на наш взгляд, является организация целевого направления для учебы в вузе по указанным специальностям.
  Между департаментом образования и науки и Брянским государственным университетом имени И.Г. Петровского заключен договор о целевом приеме от 17 апреля 2017 года.
   Еще одним, на наш взгляд, более массовым, важным и действенным шагом является качественная организация профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций. Основой для ее организации является поручение заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец об обеспечении выполнения Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 — 2020 годы.
Во исполнение этого поручения департаментом образования и науки Брянской области разработан и утвержден план мероприятий по реализации Комплекса мер.
   Профориентационная работа осуществляется через внеурочную, внешкольную деятельность и учебно-воспитательный процесс — в частности, для обучающихся 9-х классов в образовательных организациях в течение учебного года ведется профильный курс «Самоопределение».
   В профориентационной работе используются интернет-ресурсы (в том числе материалы профориентационного проекта «Zaсобой в профессию»). Учащиеся 9 — 11-х классов приняли участие в мониторинговом исследовании профессиональных планов и предпочтений в рамках ежегодной акции «Выбор».
   Профориентационную направленность имеет и проделанная работа по созданию семи центров технического образования. В 2016 — 2017 учебном году в таких центрах обучались 1500 школьников. В новом учебном году планируется открытие еще двух ЦТО.
На современном этапе развития общества мы должны готовить ребенка к профессиональной мобильности, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку и педагогу в любой образовательной организации было комфортно, безопасно и хорошо, чтобы учиться дети шли с радостью.
   Если наша система образования даст нашим детям знания, умения, сформирует необходимые компетенции, разовьет таланты и способности, — наши выпускники сделают жизнь еще лучше. Раз это в наших руках, давайте же сделаем для этого всё необходимое.

 

Подготовил Владимир СИЛАЕВ
Фото И. ТАКУНОВА

 

Категория: Мои статьи | Добавил: газета (28.08.2017)
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar