Главная » Статьи » Год российского кино

ВИКИНГ: ТЫСЯЧУ ЛЕТ СПУСТЯ

   Не так уж часто российский фильм совершает триумфальное «турне» по отечественным городам и весям, привлекая в кинотеатры тысячи зрителей, что соответственно обещает фильму не только самоокупиться, но и получить прибыль. К числу таких лент можно отнести историческую киносагу «Викинг» о событиях тысячелетней давности, выпущенную в прокат на переломе года минувшего и нынешнего.

 

 

   Переломное время в истории Руси отражено и в этой киноленте, повествующей о событиях раннего Средневековья и главном из них, без преувеличения сказать, эпохальном — принятии христианства древними русичами. Над всем этим высится фигура Владимира-Крестителя, которая с недавнего времени, «одетая камнем», водружена на постамент в историческом месте Москвы. И такая честь великому русскому князю по заслугам.
   Период принятия Русью христианства действительно стал большой вехой в истории, хотя это произошло не в одночасье, а заняло ещё одно-два столетия. «Повесть временных лет» Нестором-летописцем была написана спустя сто лет после крещения в водах Днепра первых неофитов. И поскольку с той поры не осталось никаких иных русских информационных источников об этом событии, создателям фильма «Викинг» пришлось опираться на эти единственные, порой скудные сведения, прекрасно откомментированные, с обрисовкой тогдашней политической ситуации и ближайшего европейского окружения, с представлением разных точек зрения о причинах выбора Владимиром в качестве официальной религии именно христианства, историком, писателем Николаем Карамзиным.
   Наверняка один из продюссеров и сценаристов фильма Константин Эрнст и режиссёр Андрей Кравчук внимательно читали и карамзинскую «Историю государства российского». Но снять всё, «как по истории», учитывая нехватку более детальной информации, конечно, вряд ли бы получилось и у творцов с более известными кинематографическими именами. Пожалуй, создатели ленты такой задачи — «на соответствие» — и не ставили. «Это наша интерпретация событий, случившихся тогда, когда на Руси ещё не было письменности», — сказал о своём фильме Андрей Кравчук. И, как и следовало ожидать, фильм вызвал у одних бурное одобрение, у других яростное неприятие. Поделюсь своим зрительским впечатлением, пока не затрагивая вопроса исторической правдивости киноленты. Фильм с самого начала (охота на вепря) на протяжении первого часа просмотра и чуть более привлекает динамичным каскадом сцен и эпизодов так, что скучать не приходится. И это одно из главных достоинств картины, да и любых произведений разных жанров. Не зря однажды сказано: «все жанры хороши, кроме скучного». Порой кинолента напоминает исторический боевик. Но боевик обычно настраивает исключительно на зрелище, увлекая этой стороной, а в «Викинге» зрелищность не сама по себе. Захватывают не только она, а и сюжетно-историческая коллизия, конфликты, за которыми надо следить с неослабевающим вниманием, чтобы не упустить, кто кому враг, друг и почему. В особенности, если давно не перечитывали «Повесть временных лет». Впрочем, авторы фильма не слишком строго придерживаются летописной канвы. Но в чем-то они идут в «русле истории», и мы видим, как князь-язычник расправляется с братом Ярополком, а потом горестно оплакивает его, как отвергает прежних богов и принимает в сердце иную веру… Но вообще-то этот важный внутренний процесс духовного переосмысления передан в фильме как-то фрагментарно, «пунктирно». Некоторые историки, в особенности западные, как об этом сказано у Карамзина, были склонны объяснять выбор веры Владимиром едва ли не исключительно политическими мотивами, чтобы укрепить свои позиции в христианском мире. Вряд ли можно согласиться только с этой версией, поскольку, как свидетельствуют «Жития» Владимира, написанные позже «Повести» Нестора, Великий Князь, которого в народе прозвали Красное Солнышко, всей душой принял христианство, стараясь до конца жизни оставаться милосердным, помогая сирым и убогим. Конечно, ставя трудную задачу показать князя Владимира «живым человеком со своими слабостями и заблуждениями, присущими и современным людям, и в то же время показать его величие», как отметил исполнитель главной роли Данила Козловский, создатели фильма давали повод для самых разных оценок. Но, думается, актёр сумел передать мятущуюся, отважную натуру Великого Князя, совершившего большие прегрешения, но и главный свой подвиг — крещение Руси, за что и был канонизирован церковью.
   Ближе к финалу фильм несколько теряет динамизм, словно разжимается сжатая пружина. Или сказалась усталость съёмочной группы, работавшей над лентой семь лет, или так было задумано — сменить жесткий ритм на плавный в соответствии с духовной переменой князя. Кульминационным в этом смысле выглядит эпизод непримиримого столкновения Владимира — новоявленного христианина по восприятию мира, где не должно быть войн, бед и скорбей, и его помощника — наставника князей язычника Свенельда в замечательном исполнении Максима Суханова. От лица этого героя и ведётся повествование в фильме.
   Светло, сияюще показана радостная сцена крещения киевлян в водах Днепра, что вызвало, видимо, особую ярость у оппонентов фильма, и прежде всего у последователей учения «Спас», основанного на древнеславянских верованиях, о которых в одном из интервью поведал режиссёр А. Кравчук. Эти критики напомнили, что Владимир крестил Русь «огнём и мечом», а репрессии в отношении приверженцев славянского многобожия коснулись миллионов человек. Фантастичность этой цифры не вызывает сомнений после того, как у Карамзина мы находим свидетельства того, что Великий Князь Киевский, принявший христианство примерно в 30 лет, подготавливал к нему язычников и даже открывал специальные «просветительские» школы. Хотя трудно отрицать, что где-то возникали очаги сопротивления со стороны идолопоклонников, как в Новгороде, например.
   С принятием в 988 году  крещения Владимиром с дружиной, правление которого отмечено появлением в устном народном творчестве образов былинных богатырей Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Святогора, означало масштабный цивилизационный поворот в русской истории и завершало процесс становления государственности на Руси. Значение фильма «Викинг» в том, прежде всего, что его создатели обратились к эпохальному событию и постарались его воссоздать.

Владимир СИЛАЕВ

 

Категория: Год российского кино | Добавил: газета (10.02.2017)
Просмотров: 585 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar