Главная » Статьи » Мои статьи

ДРУЖНЫМИ РЯДАМИ?

   В прошлом номере «Брянской учительской газеты» была опубликована статья директора школы № 43 г. Брянска В.М. Мироновой. В редакцию пришло множество откликов на этот материал. Публикуем один из них.

 

 

   В Стародубской средней общеобразовательной школе № 2 обучаются в 35 классах  более 800 человек. Несколько лет назад обучение в начальных классах перевели на режим пятидневной рабочей недели, а учащиеся 5 — 11 классов занимаются в режиме шестидневной рабочей недели.
   Вопрос перехода образовательной организации на пятидневную рабочую неделю в соответствии с законодательством РФ решается только на уровне самой организации. Безусловно, пятидневная учебная неделя имеет ряд преимуществ для учеников, родителей и учителей. При очевидных выгодах пятидневки мне бы хотелось указать на ее недостатки. Согласно учебному плану переход на пятидневку приведет к уменьшению часов, отведенных на изучение учебных предметов, а, следовательно, к уменьшению учебной нагрузки учителя. Да, при этом фонд заработной платы школы не уменьшится, но уменьшится базовая часть оплаты труда учителя, а стимулирующую часть еще надо заработать. Многие учителя могут столкнуться с проблемой работы на неполную ставку, но тогда работодатель лишает учителя льготы на получение досрочной пенсии.
   Существует проблема пропусков учебных занятий по субботам. Но пятидневка не решит проблему пропусков обучающимися учебных занятий. Это скорее вопрос психологический. Те, кто при шестидневке пропускали субботу, при пятидневке будут пропускать пятницу.
   Читая отзывы о переходе на пятидневную учебную неделю, столкнулась с мнением: старшеклассники школ с пятидневкой отмечают, что перегрузки уроками в учебные дни нет, и им хватает времени на домашние задания. Хорошо, но сразу назревает вопрос: при шестидневной неделе максимальная нагрузка для учащихся 10 — 11 классов — 37 часов (в среднем по шесть уроков в неделю), при пятидневной — 34 часа (в среднем по семь уроков в неделю). И перегрузки нет, и объем домашнего задания меньше? Парадокс!
   А как же элективные курсы в 9 —11-х классах, в том числе и по подготовке к государственной итоговой аттестации?
   Пятидневка лишает школы индивидуальности, так как компонент образовательной организации минимален. Встает выбор: либо организовывать групповые занятия (работать с сильными учениками, либо отрабатывать учебные действия со слабыми), либо усиливать отдельные учебные предметы. При пятидневке страдает русский язык, начиная с 5 класса, а это основной предмет на итоговой аттестации. Нет возможности вводить новые предметы, создавать «кадетские», «экологические» и т.п. классы, развивать инновационную деятельность. Ведь расширяя круг учебных предметов (с оплатой за счет средств стимулирующей части фонда оплаты труда), столкнёмся с проблемой увеличения нагрузки ученика в неделю, а СанПин?
   Последние годы школы области живут в рамках жесткой оптимизации расходов, прошли сокращения численности непедагогического персонала, чтобы довести его уровень до норматива. Переход на пятидневку приведет к сокращению педагогических работников, конкретно по нашей школе на 3,8 ставки, а, следовательно, повлечет за собой сокращение младшего обслуживающего персонала. А кто будет создавать в школе комфортные и безопасные условия обучения (готовить, мыть, косить, сторожить, осуществлять пропускной режим и т.п.): общественность или родители?
   И все же не хочется однозначно принимать чью-либо сторону в этой дискуссии. Обе системы организации учебного процесса имеют свои плюсы и минусы. Нельзя дружными рядами загонять образовательные учреждения в пятидневку или шестидневку. Пусть школы сами делают свой выбор с учетом интересов всех заинтересованных лиц: учеников, родителей, педагогов.

Е.М. Бурая,
директор
Стародубской
средней школы № 2   

 

Категория: Мои статьи | Добавил: газета (06.05.2016)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar