ЕЩЕ ЗАКОННЫЕ, УЖЕ НЕЭФФЕКТИВНЫЕ

15:46

      Глава региона действует в направлении создания новой системы закупок для государственных и муниципальных нужд

    Как вы отнесетесь к тому, что реактивы для некоторых брянских больниц пытаются приобрести за двойную цену? А как насчет закупки компьютеров по двукратной стоимости? Или «пакета курильщика» в авто за бюджетные деньги? Проблема нехватки бюджетных средств существовала всегда. В последний год по понятным причинам она приобрела более острый характер. Доходы региональных бюджетов падают, и в этих условиях все более несправедливой выглядит нерациональность расходования казенных денег. Причем приобретение дорогостоящих товаров и услуг может быть прекрасно вписано под требования законодательства. В этом году силами ОНФ была издана «Серая книга Остапа Бендера». В ней детально изложены десятки коррупционных способов «законного» обогащения при осуществлении государственных закупок. Некоторые из них достаточно остроумны. Например, можно заказать товар, который производится только иностранными производителями, что сразу «отсекает» всех поставщиков отечественной продукции. Или так описать свойства приобретаемого объекта, что в наличии для поставки он «найдется» только у одной фирмы. Все желающие могут ознакомиться с этой специфической книгой в Интернете — она есть в свободном доступе, а не так давно ее презентовали и в Брянске.

 

  


   В условиях бюрократической системы разработке противоядия этой порочной практике до недавнего времени уделялось непростительно мало внимания. Глава Брянской области А.В. Богомаз, который когда-то начинал создавать успешное фермерское хозяйство с неисправного трактора, прекрасно понимает суть происходящего. Поэтому в регионе сейчас идет построение особой, «неформальной» системы контроля над расходованием денег государственными и муниципальными заказчиками. Основной задачей такой системы является не наказание виновных за уже проведенные внешне законные, но «неэффективные» закупки. Цель и смысл действий главы региона в том, чтобы, используя различные аналитические инструменты, умерить излишние аппетиты как в отношении цен, так и номенклатуры приобретаемых товаров и услуг. Значительным шагом на этом пути стало привлечение к инициативе А.В. Богомаза эксперта ОНФ  Владимира Шкуркина, который успешно специализируется на исследовании сомнительных закупок. В силу своего опыта он был назначен помощником губернатора и по поручению А.В. Богомаза проводит ежедневный анализ торговых процедур муниципальных и государственных заказчиков Брянской области. Не так давно был создан промежуточный отчет, который наглядно иллюстрирует объемы и результаты проводимой работы. За несколько недель в результате прямого вмешательства со стороны областного правительства были отменены закупки на сумму 18 млн. рублей. Посмотрим на некоторые примеры несостоявшихся торговых процедур.

 

Нужные закупки?

   ГУП «Брянская колонна №1403» понадобился автомобиль Фольксваген-Джетта за 922 тыс. рублей. Возможно, подойдет недорогая корейская иномарка или пресловутая «Лада-Калина», которая даже в «люксе» едва ли не вдвое дешевле? ГУП «Брянсккоммунэнерго» пошло дальше и попыталось купить целых четыре автомобиля «Logan(New) версия Confort» компании Рено. Их стоимость далеко не в бедной комплектации составила 2 млн. 387 тыс. руб. Если выбрать предыдущую модель «Логана», то можно было бы только на этом сэкономить до 20% от общей суммы контракта. Не говоря уже о выборе цвета, который пожелал закупщик — эта опция стоит в компании Рено 10 тыс. рублей.
Глинищевскому детскому саду должны были купить огромную плазменную телевизионную панель. На детях, конечно, экономить нельзя. Но, учитывая предполагаемое приобретение двух цифровых видеопроекторов и ЖК-телевизора в это дошкольное учреждение, не лучше бы потратить деньги в другом направлении? Игрушки, оборудование пищеблока, детская мебель важнее, чем дорогостоящая техника, которая большую часть времени будет бездействовать. Закупка была отменена в этот же день.
   На территории области активно создаются многофункциональные центры для доступа населения к госуслугам. Но беспрепятственное оформление сделок с недвижимостью еще не повод приобретать оргтехнику с завышенными характеристиками стоимостью 1 млн. 600 тыс. рублей. В МФЦ г. Фокино почему-то понадобились сверхдорогие многофункциональные устройства (МФУ) — принтер, сканер и копировальный аппарат в одном. И если другие подобные организации, скажем, в Климово готовы довольствоваться такими аппаратами стоимостью 7-8 тысяч рублей, в случае с фокинским МФЦ потребовалось приобрести более производительную технику за 35 тысяч рублей. В других регионах также можно найти примеры создания МФЦ с меньшими «аппетитами» в отношении уровня и стоимости приобретаемой оргтехники.

 

Дорогой бензин
   Показателен пример с закупкой топлива, поскольку это один из процессов, который уже сейчас логически завершен. Большинство организаций и учреждений региона еще месяц назад приобретало ГСМ по нерыночным ценам. В апреле на основании материалов работы В. Шкуркина контрольно-ревизионное управление и департамент финансов по Брянской области проанализировали закупку ГСМ. Проверка коснулась практически всех государственных и муниципальных заказчиков. Фактическая закупочная цена за литр бензина марки АИ-92 для бюджетных структур в первом квартале текущего года колебалась в пределах 35-37 рублей за литр. В тот же период на автозаправках его можно было приобрести на 3-5 рублей дешевле. Сумма неэффективно использованных денежных средств, по мнению проверяющих структур, составила 2 млн. рублей.
По данным же Брянскстата цена на бензин АИ-92 в феврале 2015 года составила 31,44 рубля за литр. Но если речь шла об автомобиле ГАУЗ «Брянский областной онкологический диспансер», МБОУ «Локотская школа № 1», ГБУЗ «Брянская областная детская больница» или администрации Брянского района, то это же топливо марки АИ-92 продавалось не менее чем за 36 рублей за литр. Дорого? Так не считают в МБУ «Центр организации дорожного движения г. Брянска». Вероятно, специально для этой организации бензин АИ-92 торговался и приобретался уже по 37,5 рубля за литр. Но особенно «отличилась» администрация Унечского района. Эта структура провела аукцион при начальной цене за АИ-92 в 38,1 рубля за литр. Сразу оговоримся, что за эту «странную» цену муниципальное образование в конечном итоге бензин не приобрело. Фактическая стоимость составила немногим более 32 рублей за литр.
Во время тематического совещания под председательством заместителя губернатора области С.А. Сергеева был задан конкретный вопрос о причинах такого «дорогого» бензина для автомобилей местной администрации. В ответ прозвучало что-то вроде «поставщики не хотят выходить на торги, они диктуют нам цену…». Заместитель губернатора был несколько обескуражен таким ответом: «Как вообще можно умудриться закупать топливо оптом дороже, чем на заправках в розницу?!»
Некоторые государственные и муниципальные заказчики оперировали коммерческими предложениями от автозаправочных сетей, которые выше, чем сложившиеся рыночные цены. Есть и положительные примеры. ГБУЗ «Брянский территориальный центр медицины катастроф» покупал топливо по 31,6 рубля за литр. Тот же поставщик продавал АИ-92, например, Клетнянской ЦРБ или администрации Комаричского района уже по 35,25 рубля за литр. Другой поставщик продавал для ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1» ГСМ по 31,47 рубля за литр. Но особенно «щедрым» организациям эта фирма реализовывала бензин той же марки, но по 36-37 рублей. Заказчики могли включать в свои контракты очень интересный пункт. По нему, если на момент отпуска топлива розничная цена автозаправочной сети ниже той, что указана в контракте, по соглашению с поставщиком ГСМ можно приобретать по рыночной стоимости в день заправки.  Но и наличие такого пункта в договоре еще не панацея от высокой стоимости бензина. Такие заказчики как Красногорский и Погарский районы, ГБУЗ «Клинцовский роддом» или «Клетнянская ЦРБ» хотя и предусмотрели возможность снижения цены контракта по топливу, но не воспользовались таким правом. Те, что воспользовались, смогли снизить цену до 31,6-31,8 рубля за литр АИ-92. Пример показывают  районные больницы в Дятьково и Жуковке, автобаза областной администрации и др.
Сейчас разработана типовая форма контракта на приобретение ГСМ. Такой документ означает, что даже если топливо проторговано, скажем, по 36 рублей за литр, его стоимость будет определяться реальной рыночной ценой на АЗС в момент заправки автомобиля. Типовой документ уже размещен на официальном сайте управления госзакупок по Брянской области в разделе «заказчикам». Помощник губернатора Владимир Шкуркин положительно оценивает нововведение. Практически все структуры перешли на систему отношений с поставщиками топлива в рамках типового договора. По примерным оценкам этот шаг позволит экономить до 10 млн. рублей ежегодно.

 

Ломка системы
   По мнению Владимира Шкуркина, госзакупки — сложная и специфическая система с множеством подводных камней. Приходится постоянно совершенствоваться в изучении конъюктуры узкоспециализированных рынков, номенклатуры десятков товаров, условиях поставки и наладки разнообразного оборудования. «Недавно один уважаемый главврач написал ответное письмо по запросу о приобретении биохимического анализатора, где указал, что в стоимость оборудования обязательно должна входить пуско-наладочная работа. Но даже сам производитель указывает, что такие анализаторы готовы к использованию без каких-то дополнительных манипуляций. Такие ответы, подготовленные помощниками, дискредитируют любого руководителя», — рассказывает Владимир Шкуркин.
Система упреждения неэффективных бюджетных трат только начала формироваться. Сейчас нарабатывается необходимый опыт, на основе ежедневной аналитики формируются методики. Отмененные закупки на два десятка миллионов рублей — это только начало процесса. Объять огромное количество процедур да еще в условиях лимита времени на отмену непросто. Но многие заказчики уже поняли, что у них появилось «всевидящее око», которое действует не по нормативам или уставам, а значит потенциально более опасное. В последнее время возросло количество закупок, которые заказчики отменяют самостоятельно. Другие стараются начать экономить. И вот мы уже видим, как контейнеры для сбора крови медицинскими организациями приобретаются почти на 40 процентов дешевле, чем это было до Нового года, снимаются с торгов уже выставленные автомобили-кроссоверы немецкого производства, организации начинают предпочитать заправлять компьютерные картриджи вместо покупок новых.  По оценкам специалистов, экономия, вызванная опасениями заказчиков составляет не менее 20 миллионов рублей.
Начав работу по созданию новой системы закупок, А.В. Богомаз не брал на себя роль «карающего меча», хотя по результатам аналитической работы часть должностных лиц лишилась работы, а другие получили дисциплинарные взыскания. Основная задача, поставленная главой региона, заключается в экономии денег без ущерба для осуществления деятельности по оказанию услуг населению. Брянская область вполне может стать «пилотным» проектом по практической реализации создания системы оценки закупок.
 

Категория: Общество | Просмотров: 1286 | Добавил: газета | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar